Марк Левитин

________________________________________________________________________________

Немного об определениях

Нередко можно услышать, что Китай — страна контрастов. Услышать вообще можно немало ерунды, а уж это определение лепят абсолютно на все государства мира, не опасаясь погрешить против истины — и впрямь, страну, лишенную контрастов, и вообразить-то непросто, а уж жить или путешествовать там было бы попросту незачем. Гораздо осмысленнее другое клише — когда Китай именуется древнейшей культурой планеты. Дело не в продолжительности задокументированной истории, иначе пришлось бы вспомнить и Египет, и Грецию, и Месопотамию, и Индию; дело в непрерывности развития.

Однако и эти глубины должны интересовать скорее скорее исследователя или переселенца, чем обычного путешественника с двухмесячной визой в паспорте — за столь короткий срок прочувствовать последовательно накопившийся осадок тысячелетий едва ли удастся. Я предлагаю взамен свой, так сказать, рекламный слоган: Китай — страна, демонстрирующая максимальное число потрясающе красивых пейзажей на квадратный километр территории.

zjj-20

zjj-23

О территории Китая

А квадратных километров наберется весьма немало. Тут и Гималаи, и морское побережье, и пустыни Шелкового Пути, и лёсс Великих Равнин, и большая часть Южно-Азиатского карстового плато. И, как часть последнего — заповедник Чжанцзяцзе (Zhangjiajie), пресловутая локация съемок «Аватара».

img_0860

Увы, висящие в воздухе скалы a-la Рене Магритт, не менее сюрреалистичная фауна и сюжет, по-быстрому сдернутый из книжек Андре Нортон — это все же доработки (а в последнем случае — недоработки) кинематографистов. Что же до совершенного единения с природой, в дневное время на основных тропах заповедника слиться можно лишь с гигантской толпой местных туристов. Но — именно с этими поправками: в дневное время, на основных тропах. Минус туристических локаций Китая: речь не о тысячах, но пожалуй, о миллионах посетителей в день.

Плюс: китайцы — туристы чрезвычайно организованные, они идут одним и тем же маршрутом, создавая пешеходные пробки и пихаясь локтями, на достаточно большой территории уйти от них и остаться в одиночестве несложно. А главное, Чжанцзяцзе — это попросту наиболее яркий образец башенного карста в мире.

 

img_6096

img_6154

img_6216

И, уже непосредственно для читателей — в отличие от вулканов Индонезии, шаманских ритуалов и прочих ранее описанных мной красот, требующих основательного знакомства с местностью и некоторых усилий по организации заброски, заглянуть в этот природный парк может любой желающий: перелет до Чанша (Changsha), международного аэропорта, и полдня поездом.

img_5866

О плате за вход 

Плата за вход чрезвычайно высока — кажется, это самый дорогой входной билет в заповедник во всей стране — но та же организованность и законопослушность китайцев означает, что охраняются входы и выходы плохо, поскольку местным и в голову не придет пролезть «зайцем», а территория-то огромна, лазеек много. Учитывая, что деньги от продажи билетов пойдут, скорее всего, даже не в карман чиновнику, а на «улучшение» парка, то есть на постройку дорог, лифтов (да, к одной скале уже прицепили самый обыкновенный лифт), сувенирных лавок и прочих уродливых артефактов, постепенно сводящих на нет красоту Чжанцзяцзе, я бы рекомендовал попытаться не платить.

Коль скоро вы внутри, проблем более не возникнет — и жилье, и еда найдутся в одной из расположенных в парке бывших деревень (бывших, потому что нынче каждый дом в них превращен хозяевами в kezhan — постоялый двор).

zjj-43

zjj-52

zjj-67

Собственно, это и все, что я могу сказать о Чжанцзяцзе. Ни приключенческих историй, ни старинных легенд не будет. Даже об обычаях местных национальных меньшинств распространяться бесполезно — все они либо были похоронены в рутине бытовых услуг для отдыхающих, либо превратились в цирковые шоу для них же. За традиционной культурой следует отправиться в Тонгдао («коридор донгов», где этнос народности донг и впрямь прекрасно сохранился) или в деревни племен яо и мяо, дальше к югу, но так уж и далеко, в той же провинции Хунань. Есть и старинные города, из которых многие, но еще не все превратили в подделки под самих себя, диснейленды на тему Поднебесной Империи; и террасные рисовые поля, и музеи, храмы.

А тут не рассказывать надо, достаточно смотреть и видеть. Это не сюжет. Это природа — попросту мир, как он есть.
Мир, знаете ли — это вообще красиво.