Марк Левитин
________________________________________________________________________________
Что ж, обещания надо выполнять. В прошлый раз я упоминал Wetu Telu, один из наиболее невероятных примеров синкретизма: ислам в смеси с индуизмом, анимизмом и возможно, некоторой первобытной ленью. Во всяком случае, само название этой веры переводится как «три раза». Прежде чем у вас возникнут ассоциации в меру вашей испорченности, поясняю: в традициях мусульман многие элементы кратны пяти. В исламе пять обязательных заповедей, так называемые «пять столпов», мусульманин молится пять раз в день, и так далее. Так вот, у Wetu Telu пятерки заменены тройками. Но это, конечно, упрощение, и почти шуточное. Иное значение названия в том, что последователи Wetu Telu поклоняются Творцу не только в его непостижимой абсолютной форме, но и в трех материальных проявлениях: то, что приносит семена, то, что откладывает яйца, и то, что рожает. Если попросту — жизнь на Земле. Микроорганизмы не учтены за отсутствием в традиционной культуре стекол Левенгука.
На самом деле, отличий множество, от формального ислама там осталось немного. Так, посредниками между прихожанами и высшими силами выступают не муллы, но кьяй — мудрые старейшины, знатоки традиций. Так же, кстати, называют их и в яванском kejawen. Помимо сур из корана, в ходу уникальные изречения на местном (сасакском) языке. А церемонии и праздники, хотя и привязаны к датам календаря Хиджры, сводятся в основном к олицетворению плодородия.
Неудивительно, что при таких различиях у Wetu Telu с ортодоксальным исламом (который они называют Wetu Lima — «пять раз») возникают противоречия. Ортодоксам, понятно, и дела нет, подумаешь — небольшая секта. Даже во время волнений 1965-го на Ломбоке не было религиозной распри и кровопролития. А у самих последователей Wetu Telu есть ответ, сохранившийся в легенде: «Принц Сангопати принес ислам на Ломбок. Его старший сын учил Wetu Lima, а младший основал нашу веру. Тех, кто пошли за старшим сыном, преследовали несчастья, мор и голод. Те же, кто шли за младшим, процветали. Тогда порешили собрать учение Wetu Lima, запереть его в железный сундук, а сундук бросить в море. И было на них благословение Аллаха, и процветали они впредь.»
Религия эта эндемична, не встречается нигде, кроме одного острова в Индонезии — Ломбока, ни у одного народа, кроме сасаков, и даже они сохранили ее лишь в северной части острова. Центром поклонения является древняя мечеть в поселке Байян, построенная, вероятно, немногим позднее основания самой этой синкретической веры.
Я забросился в Байян на празднование Мулид Наби — Рождества Пророка Мухаммеда. Деревня не спешит в 21-й век — россыпь домиков у подножия гигантского вулкана Ринджани, зеленоватые зеркала рисовых полей, дым очагов, буйволы и сорные куры. Если бы не мотоциклы, стохастически мечущиеся, как перепуганные мыши, и 20-й век угадать было бы непросто. Мне повезло — приютивший меня на пару ночей сасак оказался сыном одного из кьяй. Так что легенд я наслушался, хотя лишь благодаря русской закалке мне удалось их запомнить — рисовый самогон лился рекой. Да, к вопросу об исламе.
В первый день церемонии Мулида в Байяне обращаются вокруг сельского хозяйства — для крестьян, как ни крути, поклонение жизни и божьей воле сводится в основном к урожаю. На площадь перед старинной мечетью со всей округи несут приношения — плоды, яйца, кур. И тут язычество, да. Впрочем, что тут удивляться — Ломбок был колонией балинезийского, а значит, индуистского княжества Карангасем задолго до того, как стал мусульманским султанатом.
Затем до самого вечера крестьянки в праздничных костюмах торжественно молотят и провеивают рис — это тоже ритуал, а не просто работа.
А с закатом солнца народ собирается у мечети — на ночное бдение. Лишь кьяй дозволено войти внутрь — это вообще особенная мечеть, в ней не проводят ни обычных молитв, ни пятничных, в любые дни, кроме праздничных, она стоит закрытой. Но голос старейшин доносится наружу через плетенки бамбуковых стен, и прихожане окружают старое здание, прижимаясь к щелям, подсвечивая действо кто свечой, а кто мобильником — такой вот стык эпох. А после службы будет еще и пересеан — традиционный бой на палках, состязание в силе и навыке среди молодых сасаков.
И наконец, на следующее утро праздник завершается церемониальной процессией — через рисовые поля все к той же мечети проходит колонна молодых мужчин с дарами земли. Кьяй возносят хвалу Творцу, и двери запирают до следующего события.
Так заканчивается собственно Мулид Наби, Рождество Пророка, и начинается масштабная пьянка — но это уже не очень интересно.