Раиса Д.
_______________________________________________________________________________
Слова – Луи Арагон, музыка и первое исполнение – Лео Ферре. Песня посвящена трагическим событиям времен нацистской оккупации – расстрелу в 1944 году антифашистской интернациональной группы Сопротивления под руководством французского коммуниста, армянина по происхождению Мисака Манушяна (Манукяна).
В авторском исполнении Лео Ферре:
Прежде, чем перейти к самой песне, следует сказать больше по поводу исторического контекста. Мисак Манушян родился на территории современной Турции в крестьянской семье. В годы Первой мировой войны он стал очевидцем геноцида армян, унёсшего жизни его родителей: отец, Геворк Манушян, ушёл в горы, где был убит, а мать вскоре умерла от голода. Сам Мисак с уцелевшим братом Карабетом остались сиротами и, следуя по маршруту сотен тысяч армянских беженцев, пешком перебрались через владения Османской империи в Сирию, управлявшуюся французами по мандату Лиги Наций. Там, находясь в сиротском приюте, братья изучили французский язык. Мисак познакомился с творчеством Бальзака, Гюго и других выдающихся французских писателей и поэтому и сам начал писать стихи.
В 1925 году девятнадцатилетний юноша уехал во Францию, жил в Марселе и Париже. Работая на заводе «Citroën», вступил в радикальное профсоюзное объединение Унитарная всеобщая конфедерация труда. В 1927 году умер его брат Карабет. Потеряв работу в годы мирового экономического кризиса, Мисак Манушян подрабатывал, позируя для скульпторов. Раннее творчество Манушяна получило одобрение со стороны известного армянского поэта Аветика Исаакяна, побывавшего у него в гостях и ознакомившегося с его стихами. Сам Мисак в 1930 году был в числе учредителей «Товарищества французско-армянских новейших писателей». С армянскими соотечественниками выпускал несколько литературно-художественных журналов, пропагандирующих левые идеи и сохранение армянской культуры среди эмигрантов. Одновременно Манушян занимался переводами Бодлера, Верлена и Рембо на армянский язык, а также посещал лекции по литературе, философии, истории и политэкономии в Сорбонне. Под влиянием кризиса Манушян укрепился в своих левых антикапиталистических убеждениях и в 1934 году вступил во Французскую коммунистическую партию. В следующем году он был избран секретарём Комитета помощи Армении (HOC). На одном из вечеров, устроенных HOC, Мисак Манушян познакомился с Мелинэ Асатрян, которая впоследствии стала его близким товарищем и женой. Их сближению способствовали общие детали биографии (детство в Западной Армении, память о геноциде, жизнь в сиротском приюте, эмиграция во Францию) и левые политические симпатии.
Манушян Мисак (1906-1944), поэт, переводчик, коммунист, участник французского Сопротивления, национальный герой Франции и Армении
В день объявления Второй мировой войны, 3 сентября 1939 года, французские власти запретили деятельность Компартии и арестовали многих активистов, включая Манушяна, отправленного в тюрьму Сантэ. Во время обыска на квартире поэта жандармами были конфискованы и уничтожены многие его рукописи. Проведя три месяца в заключении, Манушян как иностранец был отправлен в Нормандию, в район Руана, где вернулся к работе оператором токарного станка. После вторжения немецких войск во Францию Манушян перебрался с остатками отступающей французской армии на юг страны, но вернулся в Париж по призыву жены Мелинэ, ответственной за координацию связи между подпольными отделениями ФКП на местах.
В Париже Мисак Манушян сплотил вокруг себя армянскую интеллигенцию для создания интернационального отряда Французского Сопротивления и разворачивания антифашистской пропаганды. 22 июня 1941 года, в день нападения нацистов на Советский Союз, гестапо арестовало Мисака Манушяна и членов его группы во время облавы на одну их конспиративных явок. Он был отправлен в концлагерь Компьен, где не прекращал борьбу против фашизма, организовав вместе со своим новым знакомым, врачом-французом, подпольную организацию.
Бежав из лагеря, Манушян в марте 1943 года присоединился к отряду «Сталинград», подчинявшемуся структуре «Свободных стрелков и французских партизан» (подпольные группировки, состоящие в основном из иммигрантов, подчиненных Французской коммунистической партии). В августе 1943 года, Манушян возглавил три отряда, насчитывавших в общей сложности около 50 бойцов. Командование всеми партизанами в районе Парижа принял польский коммунист еврейского происхождения Йозеф Эпштейн (полковник Жиль), ветеран Гражданской войны в Испании. С августа 1943 года интернациональная группа под командованием Манушяна (в ее состав входили три француза, армяне, поляки, итальянцы, испанец, несколько польских и венгерских евреев и др.) совершила почти тридцать успешных нападений на немецких оккупантов. Среди их главных операций были казни коменданта Парижа генерала фон Шамбурга — организатора массовых расстрелов, и штандартенфюрера СС Юлиуса Риттера, ответственного за отправку 600 000 гражданских лиц на принудительные работу в Германию.
Утром 16 ноября 1943 года Мисак Манушян был арестован немецким командованием на подпольной штаб-квартире в Эври. По подозрению в связях с его группой всего было арестовано 68 человек. В начале 1944 года гитлеровцы, отобрав из арестованных парижских подпольщиков почти исключительно иностранцев, организовали показательный процесс, получивший название «процесс 23-х». В попытке опорочить движение Сопротивления, власти пригласили французских знаменитостей (из мира кино и других видов искусств) присутствовать на заседании суда, и тем самым поспособствовали широкому освещению события в СМИ. Подсудимые, включая самого Манушяна, подвергались пыткам. 22 члена «группы Манушяна» были расстреляны в крепости Мон-Валерьен 21 февраля 1944 года. Единственная женщина в группе, бессарабская еврейка Ольга Банчик, которая в группе выполняла обязанности посланника, была вывезена в Штутгарт и там гильотинирована отдельно 10 мая 1944 года. Таким образом, всего было казнено 23 человека.
Во время процесса и после него, чтобы дискредитировать подполье и подавить гнев общества после казни, нацисты повсюду в городе расклеивали пропагандистский плакат, получивший из-за своего красного фона название «L’affiche rouge”. Всего было выпущено 15 тысяч экземпляров. На плакате были фотографии 10 подпольщиков, включая Манушяна – акцент делался на шовинистическую пропаганду, всячески подчеркивалось иностранное происхождение членов группы и совершенные ими «террористические преступления». Про самого Манушяна было написано так: ««Армянин, лидер банды, 56 нападений, 150 погибших, 600 раненных».
«Красный плакат» — образец нацистской пропаганды. Надпись сверху: «Освободители?» — и снизу «Освобождение армией преступников».
Помимо «Красного плаката», нацисты раздавали также листовки, в которых говорилось, что движение Сопротивления состояло из иностранцев, евреев, безработных и преступников.
Нацистская листовка 1944 года. Текст: «Вот доказательства. Если французы грабят, воруют, саботируют и убивают… то всегда ими командуют иностранцы. Это всегда безработные и профессиональные преступники, которые являются исполнителями. Это всегда евреи, которые их вдохновляют. Это АРМИЯ ПРЕСТУПНИКОВ против Франции. Бандитизм не является выражением раненых патриотических чувств, это иностранный заговор против жизни французов и против французского суверенитета. Это анти-французский заговор!.. Это всемирная мечта еврейского садизма!.. Задушим их, прежде чем они задушат нас, наших жен и наших детей!
Свидетели и современники отмечали, что нацистская пропагандистская компания возымела в основном обратный эффект. По ночам люди подписывали под плакатами «они умерли за Францию», «мученики», «армия сопротивления» и возлагали к плакатам цветы.
В день казни Манушян, которому было 37 лет, написал предсмертное письмо своей жене Мелинэ. Вот оно:
Моя дорогая Мелинэ, моя маленькая осиротевшая возлюбленная,
Через несколько часов меня больше не будет на этом свете. Мы будем расстреляны сегодня днем в 15 часов. Это случилось как несчастье в моей жизни, я не могу поверить, но тем не менее я знаю, что никогда больше не увижу тебя.
Что я могу написать тебе? Все путается во мне и одновременно так ясно.
Я вступил в Армию Освобождения солдатом-добровольцем, и я умираю в двух шагах от Победы и от цели. Счастья тем, кто выживет после нас и вкусит сладость Свободы и Мира завтрашнего дня. Я уверен, что французский народ и все борцы за Свободу узнают и достойно почтят нашу память. В момент смерти я заявляю, что не имею никакой ненависти против немецкого народа и против кого-либо, каждый получит то, что он заслужит: как наказания, так и награды.
Немецкий народ и все другие народы будут жить в мире и братстве после войны, которая не продлится слишком долго. Счастья всем… Я глубоко сожалею, что не сделал тебя счастливой, я бы хотел иметь ребенка от тебя, как ты этого всегда хотела. Поэтому я прошу тебя после войны выйти замуж и не винить себя за это, и иметь ребенка ради моего счастья, и чтобы исполнить мое последнее желание, выйди замуж за кого-нибудь, кто сможет сделать тебя счастливой. Все свои вещи и все имущество я завещаю тебе, твоей сестре и моим племянникам. После войны ты сможешь отстоять право на получение военной пенсии, поскольку ты моя жена и потому что я умираю как солдат французской армии освобождения.
С помощью друзей, которые захотят меня почтить, ты будешь редактировать мои стихи и мои работы, которые стоят того, чтобы быть прочитанными. Ты отвезешь мои воспоминания, если будет возможно, моим родителям в Армению. Я вскоре умру вместе с моими 23 товарищами с мужеством и спокойствием человека, который находится в ясном сознании, поскольку я никому не сделал зла, и даже если сделал, то без всякой ненависти. Сегодня солнечный день. Глядя на солнце и прекрасную природу, которую я так любил, я говорю «прощай» жизни и всем вам, моя самая дорогая жена и мои самые дорогие друзья. Я прощаю всех, кто сделал мне зло, или кто хотел сделать мне больно, кроме тех, кто нас предал и продал ради спасения своей шкуры. Крепко тебя обнимаю, так же как твою сестру и всех друзей, далеких и близких, которые меня знают, я вас всех прижимаю к своей груди. Прощай. Твой друг, твой товарищ, твой муж.
Мелинэ Манушян (1913-1989), жена Мисака Манушяна, участница французского Сопротивления
Предсмертное письмо Манушяна жене (мелодекламация под музыку) (с минуты 1.19)
Мелинэ Манушян, заочно приговорённой к смертной казни, удалось избежать ареста и пережить войну: в оккупированном Париже она укрывалась в армянской семье Азнавурян; племянник этой семьи после войны стал знаменитым французским шансонье Шарлем Азнавуром. В 1954 году она написала и издала книгу о своем казненном муже – это была первая книга, посвященная этой трагедии; была переиздана в 1970 году. В 1985 году Мелинэ принимала участие в создании документального фильма, посвященного истории группы Манушяна и «красного плаката» — в котором она, в числе прочего, возложила ответственность за провал подпольной группы своего мужа в годы войны на руководство Французской коммунистической партии. Умерла в Париже в 1989 году. Мелинэ не выполнила последнего желания Мисака Манушяна – не вышла второй раз замуж и не родила ребенка.