Раиса Д.

Как известно, одна из основных тем великой русской классической литературы была так называемая тема «маленького человека». Вот этого — зачастую недалекого, жалкого, бессмысленного, изуродованного — но все же и такого, заслуживающего любви, жалости и сострадания. Вот когда это проходится в школе, в подростковом возрасте — то как-то в большинстве случаев очень плохо воспринимается — может быть, именно потому, что в этом возрасте еще уверен в том, что у тебя все впереди и ты-то уж точно таким, как герой этой повести — никогда не будешь.

А вот сейчас я думаю о том — куда же он делся, этот маленький человек большой русской литературы? В советское время он по понятным причинам исчез из числа продвигаемых художественных образов — тогда были в моде другие темы и другие проблемы (хотя вовсе не обязательно все такие уж из себя плохие и примитивно-идеологизированные). Либеральная литература шестидесятничества, включая великое поколение военной прозы — этого типажа тоже вроде бы не породила. В зарубежной литературе ХХ века… не слишком хорошо ее знаю, но вот навскидку — в большой прозе ничего подобного не припоминается.

Но вот оказывается — то, что исчезло из прозы, по крайней мере во второй половине двадцатого века прекрасно жило в малых формах. В стихах. В песнях. Если говорить о советском контексте — то в свободных от цензуры песнях. Ну и не в советских — тоже.

Вот послушайте и сравните. Ссылку на эту песню некоторое время назад давала Ольга Мареичева.

Серж Генсбур (Гинзбург). Старый добрый французский шансон.

Вот здесь текст с переводом: http://fr.lyrsense.com/serge_gainsbourg/le_poinconneur_des_lilas

А вот русский, так сказать, аналог — несколько более позднего времени.

Александр Башлачев. Грибоедовский вальс — и здесь все кончается еще более трагично.

И текст отдельно: http://www.bard.ru/cgi-bin/listprint.cgi?id=92.16

И, конечно, одно из первых, что приходит в голову — знаменитая «Караганда» Галича. Это по молодости казалось, что песня в первую очередь о «сталинских репрессиях». А теперь вот понимаешь, что она — тоже об этом. О несостоявшейся жизни, о жалости и любви.

Ну и текст, конечно: http://www.bards.ru/archives/part.php?id=4111

Все три песни словно выросли из знаменитого мармеладовского «понимаете ли вы, что значит, когда некуда больше идти?»
Все три проникнуты глубокой жалостью к своим героям: вот этот компостер билетиков в метро, непутевый пьяница Степка-водовоз, опустившаяся ссыльная еще молодая баба — они ТОЖЕ люди. Они заслуживают любви и сострадания. Жизнь ломает их в разных — но в чем-то неуловимо сходных местах: подземное чрево большого города, отдаленный совхоз, захудалый провинциальный город одинаково далеки от той фантастической жизни, о которой (в отсутствие жизни нормальной) мечтают эти люди. А когда их мечта — мордой об стол…
И это гораздо больше, чем про мелкого опустившегося неудачника.Потому что это на самом деле — про нас. Про нас тоже. Про нашу человеческую жизнь вообще.

Интересно, а сегодня? Вот все думаю — в нынешних условиях бешено ускоряющегося ритма жизни и нарастающей разобщенности тема вроде бы должна быть как никогда актуальна. Кто он, маленький человек наших дней? Мелкий офисный клерк, старший помощник младшего менеджера? Или бюджетник на нищенском государственном окладе? Как живется ему в джунглях современного мегаполиса?

Неужели никто-никто из современных авторов не написал об этом?